Риичи (Riichi или Reach mahjong) – разновидность правил игры в маджонг, которые получили развитие в Японии после того, как в начале 20-ого века маджонг попал в эту страну из Китая. Японские правила маджонга сосредоточенны вокруг азартной составляющей этой игры Благодаря популярной культуре (японским фильмам, аниме, манге) к концу 20-ого века риичи стал популярен и в других странах, в том числе в Европе. Для целей проведения европейских соревнований по риичи Европейская Ассоциация Маджонга в 2008 году, при содействии знатоков этой игры из Японии, разработала и утвердила документ, закрепляющий тот вариант правил риичи, которого следует придерживаться при проведение европейских рейтинговых соревнований.

Add a comment

Изложенные здесь правила приближены к традиционному китайскому маджонгу, но не претендуют на абсолютную полноту и достоверность. Основные разночтения связаны с методикой подсчёта очков и лимитированными комбинациями.

Помимо традиционного китайского маджонга, существуют ещё гонконгская и японская разновидности, отличающиеся опять же методикой подсчёта очков и лимитированными комбинациями.

Add a comment

При желании кости для игры в Ма-Джонг можно использовать для предсказания будущего, поскольку каждая из костей имеет своё значение. Естественно, для предсказания будущего требуется истолкователь. Тот, кто исполняет эту роль, называется прорицателем, а тот, кто хочет узнать толкование — вопрошающим.

Add a comment

Многие китайские игры используют символы, которые имеют определенное значение в контексте китайской классической философии и космологии. Часто эти символы выполняют чисто декоративную функцию: игроки могут не знать их традиционное значение, а игра не теряет свой смысл и увлекательность от такого незнания. Это замечание всецело относится и к маджонгу, хотя, очевидно, что изначально игра разрабатывалась на основе фундаментальных концепций китайской философии и космологии (т.е. концепций Инь, Янь и Дао), и в былые времена игроки уделяли внимание этому аспекту игры.

Add a comment

Маджонг был завезен в Западную Европу вскоре после того, как он появился в США, и поскольку игру в Европе презентовали, в основном, американцы, американские правила оказали на европейскую манеру игры большое влияние. Это влияние хорошо заметно в английских, голландских и французских правилах игры. Так, согласно английским правилам победителю запрещено иметь в руке более одного чоу, хотя и нет ограничений по использованию различных мастей. Голландские правила часто требуют наличия как минимум двух удвоений (исключения составляет комбинация «Чистая масть с благородными», которая признается допустимой для выигрыша, хотя и подразумевает только одно удвоение). При этом, согласно голландским правилам одно удвоение присуждается за такие комбинации как «Все чоу» (без каких-либо ограничений) и «Все простые», что делает не таким сложным выполнение требования двух удвоений. Кроме того, два удвоения присуждается и за полностью закрытую руку. Расчеты между проигравшими производятся по голландским правилам практически также, как и по американским. Французские правила не ограничивают игроков в том, что касается состава победной руки, но при этом признают несколько неклассических лимитированных рук, многие из которых являются нестандартными, позволяя собирать их частично в открытую.

Add a comment

Маджонг впервые появился в США в 20-х годах 19 века и, поначалу, приобрел большую популярность.

Первые правила на английском языке опубликовал в США Джозеф П. Бабкок, который начал активно продавать наборы для маджонга, а также заявил о своем исключительном праве использовать само название «Ма-Джонг», тем самым, обозначив себя в качестве единственного в США распорядителя всеми делами, связанными с этой игрой. Опубликованные им правила были основаны на упрощенной шанхайской версии маджонга, где отсутствовали многие лимитированные руки и удваивающие комбинации (например, «Три закрытых тройки»). Кроме этого, эти правила вводили подсчет очков для проигравших за незавершенные руки «Чистая масть с благородными» и «Чистая масть» (позднее эта концепция была распространена и на другие виды незавершенных рук). Подобное правило подсчета очков для проигравших можно теперь найти во многих западных версиях маджонга, и не только в американских и австралийских правилах, но и, например, в нидерландских.

Add a comment

Маджонг был «привезен» в Японию в 1907 году, и в 20-х годах был уже очень популярной игрой. В период китайско-японской войны 1937-1945 годов игра была в Японии запрещена, но вскоре после окончания войны маджонг вновь вернул себе былую популярность и продолжает пользоваться этой популярностью по сей день.

Японский маджонг сохранил многое от классической игры. Например, сохранен зачет очков за базовые комбинации и правило, по которому «Восток» получает и платит в двойном размере. При этом, однако, как и в большинстве современных азиатских версий, по японским правилам только победитель получает очки. В японском маджонге отсутствуют «цветы» и «сезоны», а также большинство классических лимитированных комбинаций.

Add a comment

В 20-ом веке в Китае продолжали играть в маджонг до тех пор, пока он (как и все другие азартные игры) не был запрещен в период Культурной революции. В настоящее время китайские власти относятся к маджонгу терпимо, хотя и не сильно поощряют эту игру. В западных изданиях, посвященных маджонгу, последующее развитие игры в Китае (да и в других странах) часто рассматривается как деградация классических правил, происходящая по причине популяризации игры среди необразованных игроков, которые не знакомы с классической культурой маджонга, философскими и символическими аспектами игры. Тем не менее, классический маджонг продолжил свое развитие в те формы, которые мы сегодня называем «Старым стилем» (или «Гонконгским маджонгом») и «Новым стилем», еще до начала Второй мировой войны и происходило это, тем не менее, именно в среде высшего общества Шанхая и Пекина.

Add a comment

Вопреки распространенному мнению, нет никаких оснований полагать, что маджонг является древней игрой («в которую играл сам Конфуций», как пытаются в этом уверить многие продавцы наборов для игры) или же что игра эта была придумана конкретным человеком или группой людей. Несмотря на то, что происхождение маджонга можно проследить из глубины прошлого от основанных на сборе комбинаций карточных игр и домино, в которые играли в Китае на протяжении веков, история игры в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, прослеживается не раньше, чем с конца 19 столетия.

Add a comment

Набор для игры в Ма-Джонг содержит по четыре одинаковых кости каждого вида. При подсчёте очков принимается, то все единицы и девятки Бамбуков, Дотов и Символов являются мажорными, и собранные из них комбинации набирают большее количество очков. Все кости с двойки до восьмерку Бамбуков, Дотов и Символов известны как минорные кости, и, соответственно, имеют меньшую ценность. В каждой из этих мастей можно собрать Чоу, Панг, Конг или пару одинаковых костей (только для завершения Ма-Джонга).

Add a comment

Подкатегории

В этом разделе будут публиковаться учебные материалы по маджонгу.